Формирование устной речи детей в период подготовки к школе


Формирование устной речи детей
в период подготовки к школе
 
В науке и практике обучения детей в период подготовки к школе уже сложилась определенная система, формирующая устную речь. А.М. Бородич в своей работе «Методика развития речи детей» выделяет следующие коммуникативные задачи:
  1. Обогащение и активизация словаря.
  2. Формирование грамматической стороны речи.
  3. Воспитание звуковой культуры речи.
  4. Формирование разговорной (диалогической) речи.
  5. Обучение рассказыванию (монологической речи).
  6. Ознакомление с художественной литературой.
  7. Подготовка детей к обучению грамоте [Бородич 1981: 24].
 
Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии по развитию речи создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений, поэтому целесообразен комплексный подход, соединяющий разные речевые задачи. Формирование каждой коммуникативной задачи проходит определенные этапы, на которых используются упражнения разных видов. Охарактеризуем их:
1. Первое упражнение – обогащение и активизация словаря – направлено не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление понимания смысла слов. Воспитатель специальными приемами (наглядность, вопрос – ответ и другими) добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).
Словарная работа осуществляется в связи с ознакомлением детей с окружающим миром. Знакомство со словом происходит не только во время занятия, но и в ходе всего учебно-воспитательного процесса.
Словарная работа входит в группу лексических упражнений и ее решение, конечно, невозможно без специальной работы по ознакомлению детей с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, по углублению знаний о них. Лексические (словарные) упражнения проводятся на словах, знакомых детям, и выполняют при этом двоякую функцию: обогащения словаря и подготовки ребёнка к выполнению заданий на построение связного высказывания.
2. Формирование грамматического строяречи находится в тесной связи с развитием связной речи и особенно с лексической работой. При анализе сказок, рассказов, во время рассматривания картинок, репродукций, составлении самостоятельных рассказов дети учатся распознавать смысловые оттенки слова и согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. Эти морфологические упражнения способствуют тому, что ребёнок в 6 лет начинает осознавать грамматические формы и правильно использовать их при составлении собственных текстов. Формируют навыки связной речи и синтаксические упражнения. Ребенок слышит от окружающих грамматически оформленную речь, непроизвольно осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй языка.
Воспитатель организует разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку синтаксические упражнения, которые привлекали бы внимание детей к наиболее сложным и необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определенные правила морфологии и синтаксиса родного языка, например, упражнение в употреблении распространенных предложений: «Я начну, а ты продолжи!», или упражнение в употреблении сослагательного наклонения: «Давай помечтаем, что было бы если…».
Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное употребление трудных форм, и тем самым вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.
3. Работа над звуковой стороной речи направлена на овладение ребенком звукового строя языка, правильного звукопроизношения. Речь воспитателя должна быть внятной, четкой, выразительной, чтобы служить примером для детей.
Такие элементы, как звукопроизношение, темп речи, сила голоса, интонационная выразительность, влияют на связность изложения. Формирование связности высказывания предполагает усвоение ребёнком различных типов связи (между словами, предложениями, между частями высказывания), обучение построению разнообразных синтаксических конструкций.
4. Формирование разговорной диалогической речи подразумевает умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень овладения связной разговорной речью зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка.
Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Нужно также умело использовать интонацию, логическое ударение, уметь строить сложные предложения, использовать разные языковые средства для связи предложений и перехода от одного предложения к другому.
5. Развитие связной устной монологической речи рассматривается как центральная задача. Овладение умением рассказывать очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Устный рассказ ребенка помогает определить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, понимать их, затем, подражая прослушанному, пересказывать.
В шестилетнем возрасте детей также учат самим составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка.
В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией (на празднике, в присутствии взрослых, в другой группе), что способствует совершенствованию речи.
6. Ознакомление с художественной литературой предполагает воспитание у детей любви к книге, художественной литературе, способность сочувствовать художественным образам, развивать поэтический слух, интонационную выразительность чтения. Воспитатель формирует у детей умение слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях.
Вопросы по содержанию рассказа, сказки, направленные на выяснение основного смысла и нравственной сущности произведения, могут задаваться в самой разнообразной форме: о чем говорится в этом стихотворении (рассказе, сказке)? Что нового и интересного узнали вы из прослушанного рассказа? Что ты можешь рассказать о герое сказки? Какой он? и т.п.
Вопросы, выясняющие понимание детьми средств художественной выразительности, также разнообразны: как автор описывает березу? Какая она? Какие слова и выражения из этой сказки тебе больше всего запомнились и понравились? С чем автор сравнивает снег в своем стихотворении? Отвечая на такого рода вопросы, ребенок ярче представляет себе художественный образ описываемого явления, глубже понимает содержание произведения, его нравственную сущность.
7. Подготовка детей к обучению грамоте. Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнять или исправлять ответ товарища. Для успешного обучения в школе наибольшее значение имеют следующие качества: умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространенных предложениях, небольших связных рассказах. Эти умения целенаправленно формируются у детей в основном в подготовительной к школе группе. Поэтому целесообразно проводить работу по подготовке к овладению грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из двух – четырех слов и т.д.
Итак, А.М. Бородич выделяет семь основных коммуникативных задач развития речи детей, большинство из которых решается во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей.
Решение каждой из задач не может осуществляться изолированно. Так, обучая детей грамматически правильной речи (упражнение «Кого не тало?»), необходимо обращать внимание на звуковую сторону речи, следить за правильным смысловым употреблением слов и т.д. Но при этом основной задачей данного упражнения остается формирование грамматической стороны речи. Для этого подбираются специальные приемы обучения, а другие задачи решаются попутно.
Такое четкое выделение основных коммуникативных задач отчасти условно, но необходимо в практике. Зная, какая задача на данном занятии по развитию речи является основной, воспитатель будет целенаправленно воздействовать на речь детей, сосредоточивая их внимание на определенном качестве речи (например, правильно изменять слова в дательном падеже: котятам, поросятам и т.д.).

НАШИ НОВОСТИ:

30/08/2014 - 22:15

 

Промчалось лето красное, 
Веселое и вольное. 
Настало время классное, 
Дворовое и школьное.

Немножечко дождливое, 
Холодное и студеное, 
Но все-таки счастливое 
И очень-очень дружное.

02/06/2014 - 16:45

В День защиты детей воспитанники и педагоги нашего детского сада приняли участие в городских мероприятиях.

   В этот день дети из всех детских садов города представили своих лучших велогонщиков. Молодцы наши воспитанники Батыров Иван и Чебатков Даниил, занявшие первое место в велогонки! УРА!!!

   На  «Сувенирной площади» расположилась выставка творческих работ и сувениров, которые выполнили  ребята и коллективы педагогов образовательных учреждений города! Все детские сады показали свое мастерство на высоком уровне.

А вечером на городской площади дошкольные коллективы показывали свои творческие номера: пели и танцевали. Все выступления детей не остались без внимания, их ждали бурные аплодисменты зрителей и, конечно же, сладкие подарки!!!

         

02/06/2014 - 16:40

 30 мая 2014 года в нашем детском саду прошёл Выпускной Бал!

Дети нашего сада подготовительной группы очень ответственно готовились к этому мероприятию. Выпускной утренник прошёл замечательно – было много песен, танцев, стихов и конечно же поздравлений. Ребята прощались со своими воспитателями и сотрудниками детского сада.

Хотим сказать спасибо нашему музыкальному руководителю Останиной Светлане Алексеевне за то, что она подготовила вместе с детьми замечательные танцевальные композиции. Ребята исполняли вальс, танец «Облака»,  шуточный номер «Клоуны» и другие номера.

После выступления, выпускников поздравила заведующая детским садом Дуплеева Ирина Николаевна  и вручила им памятные  подарки. Все ребята принимавшие участие в творческих конкурсах  и защищавших честь детского сада на городском и краевом уровне так же получили грамоты.

Праздник прошёл замечательно!

Доброго вам пути – выпускники!

01/06/2014 - 21:51

 Уважаемые родители!

28 мая 2014 года в нашем детском саду состоялся "День открытых дверей".

Приглашение в детский сад

Наш детский сад «Ромашка»

Встречает дошколят

И стать твоим товарищем

Он будет очень рад.

Сто озорных, забавных

Мальчишек и девчат

Приходят ежедневно

В наш славный детский сад.

А няни, воспитатели

Им создают уют,

Читают сказки маленьким

И песенки поют.

Заботливы, как мамы,

Приветливы, добры.

Они тебя научат

Всем правилам игры.

А вместе с воспитателем

Ты будешь петь, плясать

И в Царстве математики

Научишься считать.

Играть в снежки и салочки

Научит детвора

И получать подарочки

Под громкое «Ура!»

Но всех не перечислишь

Великолепных дел –

Всему тебя научат,

Лишь только б ты хотел.

Один в своей квартире

Ты больше не сиди,

Возьми за руку мамочку

И в садик приходи.

 

 

08/05/2014 - 11:21

     С днем Победы!

Встань весь мир! Шагают ветераны.
Ты потом доделаешь дела.
До сих пор не заживают раны,
Наш солдат долг выполнил сполна.

Мир! Вставай! Ты видишь наши деды,
Плачут, не скрывая слёз своих.
Ведь они сражались до победы,
Жизни наши с вами сохранив!

Поклонитесь русскому солдату,
В этот праздник, в этот светлый день,
Каждый год, встречая эту дату,
Помним, как войны накрыла тень


Землю всю и вздрогнула планета,
Но Россия вновь не по зубам.
Помним, как досталась нам победа.
Ветераны наши, слава вам!

 

14/03/2014 - 12:18

Весна по улицам спешит.

И пусть еще стоят морозы,

Но март в окошко к нам стучит

И дарит женщинам мимозы.

И в сердце больше теплоты,

Хоть не прощается ненастье.

Весна - предвестник красоты

Волшебных дней, любви и счастья.

13/03/2014 - 12:31

    Армавирцы с нетерпением ждали главного мирового события года - открытия зимней Олимпиады в городе Сочи.  Работники МБДОУ детского сада №20 не остались в стороне от значимого события: включение олимпийского образования в процесс обучения и воспитания как способа формирования здоровьесберегающей компетентности, как предпросылки сохранения здоровья детей и на этой базе развитие духовного потенциала через формирование чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на Олимпийских играх. Поэтому педагоги МБДОУ детского сада №20 в игровой форме познакомили ребят с историей Олимпийских игр, с символикой, эмблемами, талисманами  и наградами Олимпиады.  Воспитатели и родители активно вкключились в спортивное движение,  итогом которого стал праздник «Малые Олимпийские игры 2014». Большим сюрпризом для ребят стал приход гостей:  тренера по большому теннису МБУ ЦСП №1 Плешкова Игоря Евгеньевича и многократной победительницы городских, краевых, российских и международных соревнований по теннису Юлии  Кизельбаш. Гости рассказали ребятам о различных видах спорта,  продемонстрировали свои умения и ловкость, рассказали о своих достижениях и наградах. Не отстали и наши воспитанники. Со спортивным азартом они показали гостям свои способности, выполняя упражения с флажками, участвуя в состязаниях и эстафетах, играя в подвижные игры.                                                                      Заведующий МБДОУ детским садом  №20 Ирина Николаевна Дуплеева и заместитель директора   МБУ Центра спортивной подготовки №1 Сергей Григорьевич Сухоцкий считают, что совместная деятельность посредством проведения спортивных мероприятий в форме праздников и развлечений с участием взрослых и детей, консультаций с родителями, помогают  решению основной цели  - укреплению здоровья детей, развитию самостоятельности, инициативы, способности к самоконтролю. «Малые Олимпийские игры 2014» надолго останутся в воспоминаниях дошколят, и кто знает, может именно они станут героями будущих Олимпиад.

 

22/11/2013 - 11:16

 

Преобразился наш детский сад в преддверии осенних праздников.  На стенах да на окошках запестрели яркие листочки. Зал украсили осенние букеты.

«Здравствуй осень! В гости просим!»

Радостно и весело прошли наши осенние праздники. Красавица-осень не скупилась на дары, развлекала ребятню шутками, загадками, песнями да играми. А ребята в свою очередь старались: пели песни, водили хороводы, стихи читали.

 

Выставка рисунков «Осень золотая».

 

«Сколько же у нас талантов!» - удивлялись педагоги, развешивая на стенах детские рисунки. Молодцы ребята! Играет на рисунках осень всеми красками. У кого-то она ярко-рыжая, у кого-то серо-дождливая, у кого-то как светофор: красно-желто-зеленая. Разная осень получилась у ребят: листопадная, грибная, рябиновая, хмурая.  А до чего же великолепны аппликации из осенних листьев! Спасибо всем участникам, а так же их родителям за проявленную фантазию, воображение и творческие способности!!!

 

27/09/2013 - 14:31

Я житель твой, а ты Руси частица

С названием коротким «Армавир».

В предверии дня города в детском саду прошли тематические занятия, где ребята узнали о прошлом и настоящем Армавира, познакомились с его символикой. Рассмотрели фотографии старого и обновленного города, отметили как изменились его улицы и скверы.

 

27/09/2013 - 14:29

"Красота, куда ни глянь - это все моя Кубань!"

С этих слов начался в нашем детском саду день Краснодарского края.  Звучали стихи, песни о Кубани. ребята подготовительной группы разыграли перед малышами целый спектакль, в котором показали быт и обычаи кубанских казаков, отметили кто населяет наш край и чем он славен.

 

Сбор новостей

RSS-материал